Строительство костёла святого Ксаверия в стиле Борокко началось в 1699 году и было завершено в 1725 году. Рядом размещался основанный в 1686 году иезуитский коллегиум. В нём обучались не только католики, но и православные, поскольку иезуиты давали высокий уровень знаний. В самом коллегиуме преподавались следующие дисциплины: философия, латинский и греческий языки, астрономия, геометрия, математика и музыка.
Как известно, в начале XVI века в Западной Европе стал зарождаться капитализм и формироваться буржуазия. Под влиянием последней возникла Реформация – широкое общественно-политическое и идеологическое движение, целью которого было ослабить власть католической церкви и лично папы Римского. Основные требования – децентрализировать, демократизировать, сделать дешёвой церковь; ликвидировать монастыри, культ, обрядность, духовенство как замкнутую касту, конфисковать в пользу государства церковное имущество.
Идеи Реформации на территории Великого Княжества Литовского развивали протестанты. Первый этап охватывал время с 1553 по 1570 годы. Это был период быстрого роста количества протестантов, формировалась их церковная организация. Основным приверженцами идей протестантизма были выходцы из католической и православной шляхты. Крупнейшие феодалы – магнаты – стремились предотвратить вмешательство Москвы и Кракова во внутренние дела княжества через создание национальной протестантской церкви.
В свою очередь католическая церковь инициировала начало Контрреформации – движение в католической церкви с целью вернуть утраченные позиции. Во главе движения стали иезуиты - монахи основанного в 1534 году в Париже католического ордена.
Монахи-иезуиты
Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора — принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями и энергичные и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием. Совершенно не принимались в орден бывшие еретики, а также женщины.
После искуса новаций становился или «светским коадьютором» («сотрудником»), или, если он обнаруживал способности — учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию, богословие и прочие дисциплины, и проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета — бедности, целомудрия, послушания, — делался «духовным коадьютором». Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность папе, он становился профессом, то есть действительным членом ордена.
Игнатий де Лойола. Художник Хусепе де Рибера
Игнатий де Лойола
Католический святой, основатель ордена иезуитов, видный деятель контрреформации, был офицером на испанской военной службе. Родился около 1491 года в замке Лойола в басконской провинции Гипускоа.
Появились иезуиты и на территории ВКЛ. Сначала они обосновались в Вильно, а потом стали продвигаться на восток, рассматривая ВКЛ как плацдарм для распространения католичества на Россию.
Иезуиты досконально знали белорусский язык и пользовались им в богослужениях. На белорусский язык были переведены священные книги и богословская литература, но одновременно иезуиты уничтожали запрещённые книги, они добились закрытия протестантских школ и типографий. Кроме иезуитов в ВКЛ действовали 17 мужских католических монашеских орденов и 7 женских. К началу XVII в. в ВКЛ существовало десять иезуитских школ – в Несвиже, Орше, Берестье, Пинске, Новогрудке, Гродно, Витебске, Минске, Слуцке, и это были лучшие учебные заведения в княжестве.
ИЕЗУИТЫ В МОГИЛЕВЕ
В Могилеве иезуиты появились сравнительно поздно, примерно в 1678 году. Сначала их миссия располагалась при Фарном костеле, а потом они выстроили свой деревянный костел и коллегиум. Примерно в одно время с оршанскими иезуитами могилевские начали возводить новые каменные строения. Посетивший Могилев в 1697 году стольник Петра I П. А. Толстой записал в своем дневнике: «..в Могилеве же вновь строят иезуиты каменный кляштор, то есть монастырь немалый, построено уже много того монастыря каменным строением».
В Могилеве кроме иезуитов существовали и другие католические монастыри: кармелитов и бернардинцев. В них монахи жили отгородившись толстыми стенами от мирской суеты. Иезуиты наоборот, активно вступали в контакты с местными жителями, ведь только таким способом можно было отстаивать и пропагандировать идеи и принципы традиционного католицизма.
Содержание монастыря и школы требовало определенных средств. Капиталы иезуитского ордена формировались за счет пожертвований богатых членов ордена и хозяйственной деятельности. Иезуиты владели целыми поместьями и зданиями, которые они сдавали в аренду. Могилевские иезуиты тоже имели в городе несколько земельных участков с постройками.
Постепенно количество монахов-иезуитов в Могилеве увеличивалось и в 1773 году, к моменту роспуска ордена иезуитов Ватиканом, составляло 17 человек. Но в 1772 году после первого раздела Речи Посполитой, Могилев вошел в состав России, а в пику политике Ватикана Екатерина II разрешает иезуитам не только остаться на территории России, но и продолжать свою деятельность, так что могилевским иезуитам повезло в отличие от их собратьев в в других странах.
В 1779 году резиденция получила статус коллегии. Католические ордена, в том числе и иезуитов, действовали в России до 1820 года. После этого новый царь Александр I под давлением некоторых событий запрещает деятельность всех религиозных орденов и 24 монаха-иезуита вынуждены были покинуть Могилев, а вся собственность ордена перешла к государству.
ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ УХОДА ИЕЗУИТОВ ИЗ МОГИЛЕВА
В Могилеве иезуитский монастырь передали в ведение Военного министерства. С 1820 года в зданиях монастыря разместилась офицерская школа. Был даже составлен план реконструкции здания коллегиума, предлагалось соединить коллегиум и костел двухэтажной вставкой выходящей фасадом на улицу. Но план так и остался планом, поскольку штаб 1-й армии, при котором действовала школа, вскоре переместился в Киев.
Костел в 1822 году переоборудовали под православную церковь, дав ей имя Воскресенской и она использовалась долгое время как военная церковь. После прихода к власти большевиков здание коллегиума оставалось в распоряжении военных, а с 1928 года в нем размещалась кожевенно-обувная артель «1-е мая», получившая в 1956 году название обувная фабрика. После перевода фабрики во вновь построенное здание по Минскому шоссе, постройки монастыря снесли, и сейчас на этом месте стоит дом №8.
Сколько православных обратили в католическую веру иезуиты - история умалчивает. Но затормозить развитие Реформации в ВКЛ, а потом в России, они сумели. Однако прошло время, иезуиты остались лишь в истории Могилева, а вот те, с кем они боролись продолжают свою деятельность. В наши дни в Могилеве насчитывается около 20-ти протестантских религиозных общин и только 5 католических. Зато могилевские католики известны своим костелом, который с давних времен стоит в центре города.