Строительство костёла святого Ксаверия в стиле Борокко началось в 1699 году и было завершено в 1725 году. Рядом размещался основанный в 1686 году иезуитский коллегиум. В нём обучались не только католики, но и православные, поскольку иезуиты давали высокий уровень знаний. В самом коллегиуме преподавались следующие дисциплины: философия, латинский и греческий языки, астрономия, геометрия, математика и музыка.
![](http://mgtk.mogilev.by/img/mogilev/12.jpg)
Как известно, в начале XVI века в Западной Европе стал зарождаться капитализм и формироваться буржуазия. Под влиянием последней возникла Реформация – широкое общественно-политическое и идеологическое движение, целью которого было ослабить власть католической церкви и лично папы Римского. Основные требования – децентрализировать, демократизировать, сделать дешёвой церковь; ликвидировать монастыри, культ, обрядность, духовенство как замкнутую касту, конфисковать в пользу государства церковное имущество.
Идеи Реформации на территории Великого Княжества Литовского развивали протестанты. Первый этап охватывал время с 1553 по 1570 годы. Это был период быстрого роста количества протестантов, формировалась их церковная организация. Основным приверженцами идей протестантизма были выходцы из католической и православной шляхты. Крупнейшие феодалы – магнаты – стремились предотвратить вмешательство Москвы и Кракова во внутренние дела княжества через создание национальной протестантской церкви.
В свою очередь католическая церковь инициировала начало Контрреформации – движение в католической церкви с целью вернуть утраченные позиции. Во главе движения стали иезуиты - монахи основанного в 1534 году в Париже католического ордена.
![](http://mgtk.mogilev.by/img/mogilev/13.jpg)
Монахи-иезуиты
Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора — принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями и энергичные и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием. Совершенно не принимались в орден бывшие еретики, а также женщины.
После искуса новаций становился или «светским коадьютором» («сотрудником»), или, если он обнаруживал способности — учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию, богословие и прочие дисциплины, и проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета — бедности, целомудрия, послушания, — делался «духовным коадьютором». Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность папе, он становился профессом, то есть действительным членом ордена.
![](http://mgtk.mogilev.by/img/mogilev/14.jpg)
Игнатий де Лойола. Художник Хусепе де Рибера
Игнатий де Лойола
Католический святой, основатель ордена иезуитов, видный деятель контрреформации, был офицером на испанской военной службе. Родился около 1491 года в замке Лойола в басконской провинции Гипускоа.
Появились иезуиты и на территории ВКЛ. Сначала они обосновались в Вильно, а потом стали продвигаться на восток, рассматривая ВКЛ как плацдарм для распространения католичества на Россию.
Иезуиты досконально знали белорусский язык и пользовались им в богослужениях. На белорусский язык были переведены священные книги и богословская литература, но одновременно иезуиты уничтожали запрещённые книги, они добились закрытия протестантских школ и типографий. Кроме иезуитов в ВКЛ действовали 17 мужских католических монашеских орденов и 7 женских. К началу XVII в. в ВКЛ существовало десять иезуитских школ – в Несвиже, Орше, Берестье, Пинске, Новогрудке, Гродно, Витебске, Минске, Слуцке, и это были лучшие учебные заведения в княжестве.
ИЕЗУИТЫ В МОГИЛЕВЕ
В Могилеве иезуиты появились сравнительно поздно, примерно в 1678 году. Сначала их миссия располагалась при Фарном костеле, а потом они выстроили свой деревянный костел и коллегиум. Примерно в одно время с оршанскими иезуитами могилевские начали возводить новые каменные строения. Посетивший Могилев в 1697 году стольник Петра I П. А. Толстой записал в своем дневнике: «..в Могилеве же вновь строят иезуиты каменный кляштор, то есть монастырь немалый, построено уже много того монастыря каменным строением».
В Могилеве кроме иезуитов существовали и другие католические монастыри: кармелитов и бернардинцев. В них монахи жили отгородившись толстыми стенами от мирской суеты. Иезуиты наоборот, активно вступали в контакты с местными жителями, ведь только таким способом можно было отстаивать и пропагандировать идеи и принципы традиционного католицизма.
Содержание монастыря и школы требовало определенных средств. Капиталы иезуитского ордена формировались за счет пожертвований богатых членов ордена и хозяйственной деятельности. Иезуиты владели целыми поместьями и зданиями, которые они сдавали в аренду. Могилевские иезуиты тоже имели в городе несколько земельных участков с постройками.
Постепенно количество монахов-иезуитов в Могилеве увеличивалось и в 1773 году, к моменту роспуска ордена иезуитов Ватиканом, составляло 17 человек. Но в 1772 году после первого раздела Речи Посполитой, Могилев вошел в состав России, а в пику политике Ватикана Екатерина II разрешает иезуитам не только остаться на территории России, но и продолжать свою деятельность, так что могилевским иезуитам повезло в отличие от их собратьев в в других странах.
В 1779 году резиденция получила статус коллегии. Католические ордена, в том числе и иезуитов, действовали в России до 1820 года. После этого новый царь Александр I под давлением некоторых событий запрещает деятельность всех религиозных орденов и 24 монаха-иезуита вынуждены были покинуть Могилев, а вся собственность ордена перешла к государству.
ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ УХОДА ИЕЗУИТОВ ИЗ МОГИЛЕВА
В Могилеве иезуитский монастырь передали в ведение Военного министерства. С 1820 года в зданиях монастыря разместилась офицерская школа. Был даже составлен план реконструкции здания коллегиума, предлагалось соединить коллегиум и костел двухэтажной вставкой выходящей фасадом на улицу. Но план так и остался планом, поскольку штаб 1-й армии, при котором действовала школа, вскоре переместился в Киев.
Костел в 1822 году переоборудовали под православную церковь, дав ей имя Воскресенской и она использовалась долгое время как военная церковь. После прихода к власти большевиков здание коллегиума оставалось в распоряжении военных, а с 1928 года в нем размещалась кожевенно-обувная артель «1-е мая», получившая в 1956 году название обувная фабрика. После перевода фабрики во вновь построенное здание по Минскому шоссе, постройки монастыря снесли, и сейчас на этом месте стоит дом №8.
Сколько православных обратили в католическую веру иезуиты - история умалчивает. Но затормозить развитие Реформации в ВКЛ, а потом в России, они сумели. Однако прошло время, иезуиты остались лишь в истории Могилева, а вот те, с кем они боролись продолжают свою деятельность. В наши дни в Могилеве насчитывается около 20-ти протестантских религиозных общин и только 5 католических. Зато могилевские католики известны своим костелом, который с давних времен стоит в центре города.